Как соотносятся понятия продолжительность рабочего времени педагогического работника и норма часов педагогической работы? Каковы продолжительность рабочего времени педагога и норма часов педагогической нагрузки?

Ответ

Педагогическая (учебная, преподавательская) работа педагогических работников, на которую устанавливается норма часов, включает в себя работу с обучающимися в виде проведения уроков, занятий, тренировок, лекций и т.п., текущий контроль успеваемости, проведение промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

Но помимо этой педагогической работы, выполняемой в пределах общего рабочего времени, педагогические работники в «оставшиеся» часы в течение своего рабочего времени еще должны выполнять и другую предусмотренную их должностными обязанностями работу (подготовка к занятиям, проверка работ учащихся, проведение родительских собраний, участие в педагогических и методических советах и др.).    

В зависимости от должности и (или) специальности, а также вида образовательного учреждения педагогическим работникам Министерством образования и науки РФ установлена либо продолжительность рабочего времени, либо норма часов педагогической работы за ставку заработной платы:

- 36 часов в неделю:

  • профессорско-преподавательскому составу;
  • старшим воспитателям организаций дошкольного и дополнительного общего образования, домов ребенка;
  • педагогам-психологам;
  • социальным педагогам;
  • педагогам-организаторам;
  • мастерам производственного обучения;
  • старшим вожатым;
  • инструкторам по труду;
  • педагогам-библиотекарям;
  • методистам и старшим методистам образовательных организаций;
  • тьюторам образовательных организаций (кроме ВУЗов);
  • руководителям физического воспитания организаций среднего профобразования;
  • преподавателям-организаторам ОБЖ;
  • инструкторам-методистам, старшим инструкторам-методистам образовательных организаций;

- 30 часов в неделю ‒ старшим воспитателям (за исключением старших преподавателей дошкольного и дополнительного общего образования, домов ребенка).

В рабочее время педагогических работников включается (в зависимости от занимаемой должности) учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом (методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий с обучающимися).

Для вышеназванных педагогических работников норма часов педагогической работы законодательством не определена. Порядок определения учебной нагрузки таких педагогических работников закрепляется в трудовом договоре. Объем часов учебной нагрузки устанавливается образовательным учреждением и оговаривается в трудовом договоре.

Норма часов (астрономических) педагогической работы в неделю за ставку заработной платы установлена:

- 20 часов ‒ учителям-дефектологам и учителям-логопедам;

- 24 часа ‒ музыкальным руководителям и концертмейстерам;

- 25 часов ‒ воспитателям, непосредственно осуществляющим обучение, воспитание, присмотр и уход за обучающимися (воспитанниками) с ограниченными возможностями здоровья;

- 30 часов:

  • инструкторам по физкультуре;
  • воспитателям интернатов и групп продленного дня общеобразовательных организаций,  воспитателям организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций (групп) для обучающихся (воспитанников) с туберкулезной интоксикацией, медицинских организаций и организаций социального обслуживания (за исключением воспитателей, которым установлена норма преподавательской работы 25 или 36 часов);

- 36 часов ‒ воспитателям организаций дошкольного, дополнительного общего и среднего профессионального образования (за исключением воспитателей, которым установлена норма преподавательской работы 25 или 30 часов);

- 18 часов (включая перемены и динамические паузы в занятиях):

  • учителям общеобразовательных организаций;
  • преподавателям общеобразовательных организаций по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств, физкультуры и спорта;
  • педагогам и старшим педагогам допобразования;
  • тренерам-преподавателям и старшим тренерам-преподавателям образовательных организаций в области физкультуры и спорта;
  • логопедам медицинских организаций и организаций социального обслуживания;
  • учителям иностранного языка дошкольных образовательных организаций;
  • преподавателям организаций среднего профобразования педагогической направленности (за исключением преподавателей, применяющих норму 720 часов в год).

Норма учебной (преподавательской) работы 720 астрономических часов в год (включая перемены и динамические паузы в занятиях) за ставку заработной платы установлена преподавателям организаций среднего профобразования и основных программ профобучения.

Нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы являются расчетными величинами для исчисления педагогическим работникам зарплаты за месяц.

За педагогическую или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическим работником с его письменного согласия сверх установленной нормы либо ниже установленной нормы, оплата производится исходя из установленной ставки зарплаты и фактически отработанного объема часов педагогической или учебной (преподавательской) работы.

При этом тем педагогическим работникам, которым установлена  норма часов педагогической работы, конкретная общая продолжительность рабочего времени законодательством не установлена. Трудовой кодекс РФ определяет только, что она не может превышать 36 часов в неделю. Поэтому время другой (помимо преподавательской) части работы таких педагогических работников регулируется графиками и планами работы образовательного учреждения, личными планами педагогического работника, трудовым договором.


Правовое обоснование

Согласно ст. 333 ТК РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приложением № 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 в зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам установлена продолжительность рабочего времени или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденные Приказом Министерства образования и науки РФ от 11.05.2016 № 536, определяют следующее (нижеуказанные числа являются номерами пунктов Особенностей):

2.1. Выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, педагогами дополнительного образования, старшими педагогами дополнительного образования, тренерами-преподавателями, старшими тренерами-преподавателями организаций характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с учебной (преподавательской) работой, которая выражается в фактическом объеме их учебной (тренировочной) нагрузки, определяемом в соответствии с приказом № 1601.

К другой части педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующей затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов (далее ‒ другая часть педагогической работы), относится выполнение видов работы, предусмотренной квалификационными характеристиками по занимаемой должности. Конкретные должностные обязанности педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями.

2.3. Другая часть педагогической работы, определяемая с учетом должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по должностям, занимаемым работниками, ведущими преподавательскую работу, а также дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемых с их письменного согласия за дополнительную оплату, регулируется следующим образом:

самостоятельно ‒ подготовка к осуществлению образовательной деятельности и выполнению обязанностей по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, участие в разработке рабочих программ предметов, курсов, дисциплин (модулей) (в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и с правом использования как типовых, так и авторских рабочих программ), изучение индивидуальных способностей, интересов и склонностей обучающихся;

в порядке, устанавливаемом правилами внутреннего трудового распорядка, ‒ ведение журнала и дневников обучающихся в электронной (либо в бумажной) форме;

правилами внутреннего трудового распорядка ‒ организация и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся;

планами и графиками организации, утверждаемыми локальными нормативными актами организации в порядке, установленном трудовым законодательством ‒ выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических советов, методических советов (объединений), работой по проведению родительских собраний;

графиками, планами, расписаниями, утверждаемыми локальными нормативными актами организации, коллективным договором, ‒ выполнение дополнительной индивидуальной и (или) групповой работы с обучающимися, участие в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, проводимых в целях реализации образовательных программ в организации, включая участие в концертной деятельности, конкурсах, состязаниях, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах, экскурсиях, других формах учебной деятельности (с указанием в локальном нормативном акте, коллективном договоре порядка и условий выполнения работ);

трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору) ‒ выполнение с письменного согласия дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты (классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты);

локальными нормативными актами организации ‒ периодические кратковременные дежурства в организации в период осуществления образовательного процесса, которые при необходимости организуются в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся различной степени активности, приема ими пищи.

2.4. В дни недели (периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные для работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в организации иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации не требуется.

При составлении расписаний занятий, планов и графиков работ правилами внутреннего трудового распорядка и (или) коллективным договором рекомендуется предусматривать для указанных работников свободный день с целью использования его для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям.

4.1. Периоды каникулярного времени, установленные для обучающихся организации и не совпадающие для педагогических работников и иных работников с установленными им соответственно ежегодными основными удлиненными и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками, ежегодными основными и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками (далее соответственно ‒ каникулярное время и отпуск), являются для них рабочим временем с оплатой труда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.2. В каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогических работников, уточняется режим их рабочего времени. Педагогические работники в каникулярное время выполняют педагогическую (в том числе методическую и организационную) работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их педагогической работы (установленного объема учебной (тренировочной) нагрузки (педагогической работы), определенной им до начала каникулярного времени, а также времени, необходимого для выполнения работ, предусмотренных пунктом 2.3. настоящих Особенностей (при условии, что выполнение таких работ планируется в каникулярное время).

Режим рабочего времени учителей, осуществляющих обучение детей на дому в соответствии с медицинским заключением, в каникулярное время определяется с учетом количества часов указанного обучения таких детей, установленного им до начала каникул.

Каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогических работников, используется также для их дополнительного профессионального образования в установленном трудовым законодательством порядке.