Проверочный лист «Проверка соблюдения требований норм, устанавливающих режим рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов»

Для прохождения предпроверки по теме «Проверка соблюдения требований норм, устанавливающих режим рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов» положите перед собой следующие документы (при наличии) или их копии (при наличии), которые запросил бы реальный инспектор труда, а сейчас будет проверять Электронный инспектор:

- трудовые договоры работников со всеми изменениями и дополнениями к ним;
- коллективный договор;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- положение об учете рабочего времени;
- табели учета рабочего времени;
- графики работы (сменности);
- именной график сменности или документ об установлении безвызовной системы;
- документы, подтверждающие ознакомление работников с графиками работы (сменности);
- штатное расписание;
- графики дежурств (сменные, на дому, дневные, ночные);
- график отпусков;
- перечень должностей с ненормированным рабочим днем;
- иные документы (при наличии).

Перед ответом на вопрос Электронного инспектора убедитесь, что именно этот факт или обстоятельство отражены в ваших документах.

Этап 1.

Категория работодателя

Этап 2.

Категория работников, в отношении которых проводится проверка

Этап 3.

Установление режима рабочего времени* работников

*Продолжительность рабочей недели, работа с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы (смены), время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней.

Этап 4.

Порядок утверждения графиков сменности*

*Время начала и окончания работы (смены) работников, работающих посменно, и работников, рабочий день которых разделен на части, определяется графиком сменности.

Работникам, труд которых непосредственно связан с обслуживанием населения, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части.

На тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также где интенсивность труда неодинакова, применяется режим гибкого рабочего времени в порядке, установленном ст. 102 ТК РФ. Начало и окончание или общая продолжительность рабочего дня определяются по соглашению сторон.

Этап 5.

Доведение графиков сменности до сведения работников

Этап 6.

Продолжительность рабочего времени работников

Этап 7.

Порядок введения суммированного учета рабочего времени работодателем*

*Для работников организаций железнодорожного транспорта, где длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы (смены) работников, работа которых протекает посменно (но не круглосуточно), а также работников с разделенным на части рабочим днем, устанавливается суммированный учет рабочего времени при шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем и работе по четырехсменным графикам работы с двенадцатичасовой продолжительностью. Продолжительность смен в ночное время не сокращается.

Этап 8.

Условия введения суммированного учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда*

*Если по причинам сезонного и (или) технологического характера для отдельных категорий работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, установленная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена в течение учетного периода продолжительностью 3 месяца, отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором может быть предусмотрено увеличение учетного периода для учета рабочего времени таких работников, но не более чем до одного года.

Этап 9.

Условия ведения суммированного учета рабочего времени работников (кроме работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда)

Этап 10.

Продолжительность учетного периода

Этап 11.

График сменности при годовом учетном периоде утвержден

Этап 12.

Продолжительность учетного периода

Этап 13.

График сменности при квартальном учетном периоде утвержден

Этап 14.

Продолжительность учетного периода

Этап 15.

График сменности при ежемесячном учетном периоде утвержден

Этап 16.

Продолжительность рабочего времени при сменной работе

*Продолжительность рабочего времени при сменной работе устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников (при наличии).

Этап 17.

Компенсация переработки сверх нормы* учетного периода при суммированном учете рабочего времени работникам при непрерывной круглосуточной работе

*При непрерывной круглосуточной работе продолжительность рабочей смены, непосредственно предшествующей нерабочему праздничному дню, не сокращается.

Этап 18.

Привлечение работников к работе в ночное время* (с 22 до 6 часов) (кроме работников локомотивных бригад, возвращающихся из пункта оборота локомотивов (МВПС) или пункта подмены локомотивных бригад в качестве пассажиров)

*Для работников поездных бригад пассажирских поездов (проводников пассажирских вагонов, начальников (механиков-бригадиров) пассажирского поезда, поездных электромехаников, мойщиков-уборщиков железнодорожного подвижного состава, инженеров, электроников) ночное время определяется по часовому поясу расположения депо формирования пассажирского поезда.

Этап 19.

Время непрерывного отдыха между сменами*

*При отсутствии необходимости производства работ для обороны страны, а также для предотвращения производственной аварии либо устранения последствий производственной аварии или стихийного бедствия (снежных и песчаных заносов, обвалов, оползней, последствий ураганов, смерчей, бурь, ливневых дождей, наводнений и землетрясений).

**Если в течение 1-2 последующих поездок (тур) неиспользованная часть междусменного отдыха за предыдущую поездку (туру) не будет предоставлена полностью, эквивалентное количество рабочих часов считается сверхурочной работой для работников пассажирских поездов – если не применялся суммированный учет рабочего времени.

Этап 20.

Соблюдение условий привлечения работников к работе независимо от продолжительности использованного отдыха за время предшествующей работы (смены)

Этап 21.

Отдых и питание работников на работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно

Этап 22.

Условия установления работникам* дежурств на дому или в специально оборудованной комнате (помещении), в купе вагона

*Дежурным по железнодорожным станциям, начальникам железнодорожных станций участков инфраструктуры, оборудованных диспетчерской централизацией, автоблокировкой и полуавтоблокировкой, дежурным работникам хозяйства пути и сооружений в зимний период, дежурным работникам хозяйства электрификации и электроснабжения, работникам хозяйства автоматики и телемеханики, работникам хозяйства связи, приемосдатчикам груза и багажа, работникам восстановительных поездов, проводникам пассажирских вагонов, проводникам по сопровождению специальных вагонов, осмотрщикам-ремонтникам вагонов.

Этап 23.

Время начала и окончания работы (смены, поездки) работников

Этап 24.

Соблюдение условий назначения начала и окончания работы в пределах обслуживаемого участка вне постоянного пункта сбора (постоянного места работы)

Этап 25.

Учет времени следования от постоянного пункта сбора до места предстоящей работы

Этап 26.

Состав рабочего времени локомотивных и поездных бригад, бригад рефрижераторных секций и автономных рефрижераторных вагонов (АРВЭ)

Этап 27.

Начало и окончание работы локомотивных и поездных бригад, машинистов (водителей) специального самоходного железнодорожного подвижного состава (далее – ССПС) и их помощников, бригад рефрижераторных секций и АРВЭ, железнодорожно-строительных машин, бригад, обслуживающих вагоны-транспортеры сочлененного типа

*В случае несостоявшейся поездки или смены на линии время окончания работы (смены, поездки) определяется представителем администрации организации в порядке, установленном правилами внутреннего трудового распорядка.

 **Далее – МВПС.

Этап 28.

Время начала и окончания работы (смены) работников, работающих посменно, и работников, рабочий день которых разделен на части*

*Работникам, труд которых непосредственно связан с обслуживанием населения, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части в порядке, установленном ст. 105 ТК РФ.

Этап 29.

Время начала работы по окончании отпуска или болезни, исполнения государственных или общественных обязанностей работников с суммированным учетом рабочего времени

Этап 30.

Соблюдение условий вызова другого работника при смене работника*

*На непрерывных сменных работах работникам не разрешается оставлять рабочее место, не дождавшись смены. Работодатель должен принять все зависящие от него меры для смены работника.

Этап 31.

Организация работы локомотивных и кондукторских бригад

Этап 32.

Организация работы локомотивных и кондукторских бригад при нарушении графиков сменности

Этап 33.

Обеспечение своевременной сменяемости и предотвращение переработки сверх нормальной продолжительности смены бригад маневровых локомотивов и локомотивов с вывозными и передаточными поездами

Этап 34.

В рабочее время работников локомотивных бригад грузового и пассажирского, пригородного движения включено:

*Предусмотренных порядком проведения обязательных предрейсовых или предсменных медицинских осмотров на железнодорожном транспорте общего пользования, утвержденным Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 июля 2010 г. № 154, с учетом изменений, внесенных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 ноября 2012 г. № 416.

**Мотовагонного подвижного состава.

Этап 34.1.

Рабочее время работников локомотивных и кондукторских бригад

Этап 35.

Соблюдение условий отправления в поездку работников локомотивных бригад

*По каждому пункту явки локомотивных бригад работодателем с учетом мнения представительного органа работников устанавливается предельно допустимое время нахождения локомотивных бригад на работе с момента явки.

Этап 36.

Продолжительность работы работников локомотивных бригад

*Графики разрабатываются в связи с предоставлением технологических окон в движении поездов в границах участка обслуживания во всех видах движения поездов с учетом затрат рабочего времени, принятых к расчету при разработке норм времени оборота работников локомотивных бригад.

**Но не более 12 часов.

***С учетом мнения представительного органа работников (при наличии).

Этап 37.

Продолжительность рабочего времени машинистов грузового, пассажирского, пригородного, скоростного и высокоскоростного движения при работе без помощников

Продолжительность рабочего времени машиниста пассажирского движения, при условии оборудования подвижного состава системой автоведения, при работе без помощника

Этап 38.

Продолжительность работы работников локомотивных бригад скоростного и высокоскоростного движения без помощника машиниста

Этап 39.

Продолжительность непрерывной работы локомотивных бригад пригородных поездов

Этап 40.

Соблюдение запрета на периодичность поездки локомотивных бригад в период с 0 до 5 часов

Этап 41.

Привлечение к работе машиниста локомотива в течение 2 ночей подряд при работе без помощника машиниста

Этап 42.

Режим рабочего времени диспетчеров поездных, работающих на диспетчерских участках железнодорожного транспорта общего пользования с особо интенсивным и интенсивным движением поездов, и дежурных по железнодорожным станциям внеклассным и 1-го класса* на участках железнодорожного транспорта общего пользования с интенсивным движением поездов

*Согласно Постановлению Правительства РФ от 19.01.2008 № 16 «Об утверждении перечня работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств».

**В особых случаях может быть установлен четырехсменный график с двенадцатичасовой продолжительностью непрерывной работы с предоставлением отсроченного отдыха равномерно в течение учетного периода.

Этап 43.

Утверждение графиков сменности работников поездных бригад пассажирских поездов, работников, ответственных за обеспечение транспортной безопасности всего пассажирского поезда, несущих сменные дежурства в поездке

*С учетом мнения представительного органа работников (при наличии).

Этап 44.

Продолжительность ежедневной работы (смены) работников поездных бригад пассажирских поездов в поездке

Этап 45.

Режим работы работников поездных бригад пассажирских поездов, не несущих сменных дежурств, работников, ответственных за обеспечение транспортной безопасности всего пассажирского поезда

*С учетом мнения представительного органа работников (при наличии).

Этап 46.

Рабочее время проводников при обслуживании пассажирского вагона двумя проводниками

Этап 47.

Продолжительность поездки бригады рефрижераторной секции и АРВЭ

Этап 48.

Условия увеличения продолжительности поездки бригады рефрижераторной секции и АРВЭ

*Увеличение продолжительности поездки возможно лишь при согласии работников.

Этап 49.

Рабочее время при проезде работников в качестве пассажиров на пограничные и другие железнодорожные станции от места (к месту) постоянной работы для приема рефрижераторных секций и АРВЭ, проведения мероприятий по обеспечению транспортной безопасности всего пассажирского поезда формирования иностранных государств при следовании по территории Российской Федерации, а также после сдачи рефрижераторных секций и АРВЭ и возвращении работников обратно к месту постоянной работы

*При нахождении в пути следования (на пограничных и других железнодорожных станциях) менее 24 часов  рабочее время определяется в соответствующей пропорции.

Этап 50.

Учет рабочего времени при сопровождении рефрижераторных секций и АРВЭ на заводской или деповской ремонт (с момента выдачи уведомления на отправление) и ожидании постановки рефрижераторных секций и АРВЭ в ремонт

Этап 51.

Учет рабочего времени работников путевых машинных станций

Этап 52.

Учет рабочего времени работников путевых машинных станций при нахождении места производства работ за пределами обслуживаемого участка

Этап 53.

В рабочее время работников путевого хозяйства, в том числе специалистов, обслуживающих железнодорожно-строительные и путевые машины, включается:

*Порядок проведения обязательных предрейсовых или предсменных медицинских осмотров на железнодорожном транспорте общего пользования для машинистов (водителей) и помощников машинистов утвержден Приказом Минтранса России от 16.07.2010 № 154.

Этап 54.

Рабочее время бригад, обслуживающих хоппер-дозаторы и думпкары

Этап 55.

В рабочее время работников, обслуживающих (сопровождающих) специальный самоходный железнодорожный подвижной состав (мотовозы, дрезины, специальные автомотрисы для перевозки необходимых для производства работ материалов или доставки работников организаций железнодорожного транспорта или их структурных подразделений к месту работы), включается:

*Порядок проведения обязательных предрейсовых или предсменных медицинских осмотров на железнодорожном транспорте общего пользования для машинистов (водителей) и помощников машинистов утвержден Приказом Минтранса России от 16.07.2010 № 154.

Этап 56.

Рабочее время работников, обслуживающих (сопровождающих) специальный железнодорожный подвижной состав вне места постоянной работы (депо приписки, дистанции, участка обслуживания дистанции пути, путевой машинной станции, дирекции)

*При нахождении в пути, на пограничных и других железнодорожных станциях менее 24 часов рабочее время определяется в соответствующей пропорции.

Этап 57.

Учет рабочего времени проводников по сопровождению локомотивов, пассажирских вагонов и специального железнодорожного подвижного состава, моторвагонного подвижного состава в недействующем состоянии* из депо, дистанций в другие депо, дистанции, а также на заводы и обратно

*При сопровождении локомотива в ремонт в действующем состоянии в составе поезда (вторым локомотивом) рабочее время каждого члена локомотивной бригады отмечается в маршруте машиниста и должно быть не более 12 часов в сутки.

Этап 58.

Учет времени следования проводников в качестве пассажира, сдачи-приемки железнодорожного подвижного состава на заводе, в депо, дистанции

Этап 59.

Учет рабочего времени работников восстановительных поездов

Этап 60.

Учет рабочего времени при выезде работников на ликвидацию последствий производственной аварии или стихийного бедствия

*Могут быть привлечены как работники восстановительных поездов, так и работники других подразделений.

Этап 61.

Отдых при производстве работ по устранению последствий производственных аварий или стихийных бедствий

Этап 62.

Рабочее время работников при выезде восстановительных поездов на учебно-тренировочные занятия и на выполнение работ по договорам подряда

Этап 63.

Учет рабочего времени работников, работающих в должностях специалистов, обслуживающих служебные, служебно-технические и специальные вагоны*

*При нахождении в поездке рабочее время и время отдыха данных работников, за исключением проводников, устанавливается начальником вагона или его заместителем.

Этап 64.

Предоставление еженедельного непрерывного отдыха работникам локомотивных и кондукторских бригад

*Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может сокращаться, если по расчету она получается больше установленной.

Этап 65.

Дни еженедельного непрерывного отдыха*

*Число дней еженедельного непрерывного отдыха в соответствии со ст. 111 ТК РФ должно быть равно числу воскресений (при шестидневной рабочей неделе) по календарю в течение учетного периода.

Этап 66.

Условия предоставления дней еженедельного непрерывного отдыха в суммированном виде работникам локомотивных и кондукторских бригад, обслуживающих грузовые и пассажирские поезда

*При этом продолжительность сдвоенного выходного дня определяется путем добавления 24 часов к выходному дню, определяемому в порядке, предусмотренном п. 37 Особенностей, утвержденных Приказом Минтранса России от 09.03.2016 № 44.

Этап 67.

Условия предоставления дней еженедельного непрерывного отдыха в суммированном виде работникам пассажирских поездов дальнего следования и беспересадочных вагонов (приемосдатчиков груза и багажа, поездных электромехаников, инженеров, электроников, начальников пассажирских поездов, работников поездных бригад пассажирских поездов, работающих по графику сменности)

Этап 68.

Условия предоставления дней еженедельного непрерывного отдыха в суммированном виде проводникам служебных и специальных вагонов и работникам, постоянная работа которых протекает в пути

Этап 69.

Условия предоставления дней еженедельного непрерывного отдыха в суммированном виде бригадам рефрижераторных секций и АРВЭ

Этап 70.

Условия предоставления дней еженедельного непрерывного отдыха в суммированном виде для работников путевых машинных станций, имеющих разъездной характер работ

Этап 71.

Предоставление междусменного отдыха работникам локомотивных и кондукторских бригад

*При обслуживании пригородных поездов с продолжительностью работы работников локомотивных бригад до конечного пункта следования до 4 часов предоставляется междусменный отдых в месте постоянной работы в соответствии с графиком сменности.

Этап 72.

Предоставление отдыха работникам локомотивных бригад в случае превышения времени непрерывной поездки (в оба конца) установленной продолжительности непрерывной работы

*Допускается предоставление второго отдыха за поездку.
Конкретные участки и условия работы определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

**Минимальная продолжительность отдыха в пунктах оборота (подмены) может увеличиваться работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Этап 73.

Междусменный отдых в месте постоянной работы для работников, постоянная работа которых осуществляется в пути

*Утвержденных Приказом Минтранса России от 09.03.2016 № 44.

**Междусменный отдых работнику должен быть предоставлен после каждой поездки полностью. В отдельных случаях, определенных правилами внутреннего трудового распорядка, допускается предоставление проводникам пассажирских вагонов междусменного отдыха после обслуживания состава в течение 2-5 поездок общей продолжительностью не более 15 суток, рассматриваемых в данном случае как одна поездка (тура).

В исключительных случаях, когда междусменный отдых после данной поездки не может быть предоставлен полностью, неиспользованное количество часов междусменного отдыха за данную поездку присоединяется к причитающемуся количеству часов междусменного отдыха за следующие 1-2 поездки (туры). Междусменный отдых может быть уменьшен не более чем на четверть от полагающегося по расчету.

Если в течение 1-2 последующих поездок (тур) неиспользованная часть междусменного отдыха за предыдущую поездку (туру) не будет предоставлена полностью, эквивалентное количество рабочих часов считается сверхурочной работой для работников пассажирских поездов – если не применялся суммированный учет рабочего времени.

Этап 74.

Условия уменьшения продолжительности междусменного отдыха локомотивных бригад и других работников, постоянная работа которых осуществляется в пути, если продолжительность их междусменного отдыха превысила нормальную продолжительность

Этап 75.

Предоставление отдыха во время поездки работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути

Этап 76.

Междусменный отдых работников поездных бригад пассажирских поездов, не несущих сменных дежурств

Этап 77.

Условия установления особого режима времени отдыха работников бригад пассажирских поездов, кассиров билетных на железнодорожном транспорте в период массовых пассажирских перевозок (июнь-сентябрь)

*С учетом мнения представительного органа работников (при наличии).

Этап 78.

Условия уменьшения продолжительности междусменного отдыха в период летних путевых работ для работников путевых машинных станций, машинистов железнодорожно-строительных машин, ССПС и помощников машинистов подразделений хозяйства пути

*С учетом мнения представительного органа работников (при наличии).

Этап 79.

Компенсация неиспользованного междусменного времени отдыха работникам путевых машинных станций, машинистов железнодорожно-строительных машин, ССПС и помощников машинистов подразделений хозяйства

Акт о результатах самопроверки

«Проверка соблюдения требований норм, устанавливающих режим рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов»

Сервисом «Электронный инспектор» проверено соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении {{company}}.

Дата самопроверки:
Продолжительность самопроверки:

Нарушений не выявлено

Акт о результатах самопроверки

«Проверка соблюдения требований норм, устанавливающих режим рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов»

Сервисом «Электронный инспектор» проверено соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении {{company}}.

Дата самопроверки:
Продолжительность самопроверки:

Выявлены следующие нарушения обязательных требований:

Рекомендации: